Без местного самоуправления красивые города у нас не появятся

В стране фактически разрушено муниципальное самоуправление, благодаря которому и развиваются большие и малые города

О том, что мешает превратить убогие российские города в удобные, красивые и уютные пишет на сайте «План Перемен» урбанист Петр Иванов:

«В жизни Польши очень важный праздник — дата принятия Закона о местном самоуправлении. Поляки гордятся этим законом и искренне любят свои муниципалитеты. Они полагают, что именно муниципальное самоуправление стало важнейшим элементом перехода от советского общества к современному и важнейшим инструментом выстраивания нового общества и новых демократических принципов в их стране.

Сказать, что для россиян 131-й Федеральный закон представляет собой культурную ценность, к сожалению, нельзя. А если говорить о москвичах, то многие из них вряд ли отличают орган исполнительной власти, Управу, от органа местного самоуправления — муниципалитета. Многие ошибочно полагают, что Москва — центр передовых урбанистических практик. Это не так. У местного самоуправления в Москве меньше прав, чем в других городах, налицо деградация градорегулирования и земельного права. За передовыми практиками нужно ехать в Хабаровск или Пермь. Без институциональной основы в виде сильных муниципалитетов, действующих Генерального плана и Правил землепользования и застройки, а также сплошного межевания, наделяющего жителей города земельными ресурсами,вся урбанистика самых длинных в мире лавочек и самых широких в мире тротуаров продолжает традиции советской вертикали власти.

К сожалению, московский опыт привлекателен для региональных властей, и последние годы мы наблюдали, как по всей стране идет печальный процесс разрушения местного самоуправления. Все больше полномочий передавалось с уровня муниципалитетов на уровень субъектов федерации, города и села укрупнялись до городских и сельских округов, и в целом возможности реализации прав, закрепленных 131 ФЗ, снижались. Скажем, Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга, фактически не имеет никаких полномочий. А московские муниципалитеты лишены права градостроительной инициативы, а значит, не могут привлекать инвестиции в район и полноценно работать с его социально-экономическим развитием. Почему этот процесс опасен в логике будущего нашей страны?

Начнем с того, что это нарушает важнейший политэкономический принцип городского развития: проблемы должны решаться на минимально достаточном для этого уровне. Проблему выбитой лампочки в подъезде должен решать совет дома или ТСЖ, проблему благоустройства двора — ТОС, проблему организации общественного пространства или строительства супермаркета — муниципалитет. Вопросы застройки на землях муниципалитетов ни в коем случае не должны решаться на уровне региона.

У нас же выстроена система сверху вниз, в рамках которой в случае поломки лифта естественно написать письмо лично Владимиру Путину. Эта конструкция порочна по целому ряду причин. Во-первых, разрушается культура гражданского участия, подразумевающая активное вовлечение жителей в дискуссию об организации публичного пространства. Фактически люди исключаются из процесса и не определяют облик и функционал среды обитания. Те, кто бывал на публичных слушаниях, прекрасно знают, что у российских граждан крайне низкая культура ведения дискуссий такого рода: мы кричим, перебиваем друг друга, не слушаем собеседников. Чиновники и депутаты, продавившие отмену публичных слушаний, видимо, тоже руководствовались этими наблюдениями. Но вывод из них сделали ложный. Согласно их представлениям, проблема в людях, хотя на самом деле проблема в недостатке практики публичной дискуссии. Мы еще не привыкли обсуждать, искать компромиссы, приходить к консенсусу. Развитие муниципального самоуправления — это в первую очередь развитие культуры дискуссии, культуры диалога, культуры участия. Умение видеть позиции, а не политические ярлыки. Во-вторых, развал местного самоуправления чреват тем, что негативные последствия от принятых решений вряд ли затронут чиновников, которые их принимают.

Губернатор Подмосковья не будет дышать отравленным мусоросжигательными заводами воздухом, он не живет в непосредственной близости от них. Губернатору Приморского края плевать на последствия саммита АТЭС — мероприятие прошло успешно, однако с точки зрения пространства городу Владивостоку теперь некуда развиваться. Он находится в блокаде, сконструированной землями федерального подчинения и землями Министерства обороны, а на его бюджет лег тяжкий груз обслуживания совершенно не нужной ему инфраструктуры саммита. Например, в Дальневосточном федеральном университете образовательный процесс приходится вести вахтовым методом как для студентов, так и для преподавателей, которые каждый день едут за тридевять земель.

На региональном уровне невозможно почувствовать и понять потребности города. Безумный проект московской реновации — яркий пример того, к чему приводит мышление с высоты региона. Во всем цивилизованном мире подобные проекты реализуются исключительно на локальном уровне, при сотрудничестве жителей каждого отдельного дома с микродевелоперскими компаниями и банками. У нас же идут на прямое нарушение конституционного права собственности, позволяя простым большинством голосов жителей дома лишать человека недвижимого имущества, и на популистские ухищрения с прямым искажением в СМИ содержания и условий программы реновации.

В-третьих, разрушение муниципального управления ведет к деградации территориальной идентичности. К сожалению, большинство городов России крайне трудно друг от друга отличить. Это связано с тем, что у них было мало времени подумать о себе как о самостоятельном феномене, почувствовать и реализовать свою идентичность через дизайн, благоустройство, строительные регламенты фасадов и колористические паспорта улиц. Дополнительно надо сказать спасибо 44-му Федеральному закону, который существенно затрудняет покупку муниципалитетами качественных малых архитектурных форм. В каком бы спальном районе какого бы города вы ни оказались, вы увидите одинаковые ярко раскрашенные детские площадки, произведенные одной фирмой, бездарные как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения детского развития. Они были закуплены и установлены из соображений самой низкой закупочной цены, а вовсе не потому, что они обладают эстетической или игровой ценностью.

 

Сильный муниципалитет серьезно бы думал о своем визуальном образе, о своей туристической и жилищной привлекательности, о качестве городской среды, а не об объеме освоенных средств. Структура распределения налоговых средств также выступает существенным фактором деградации муниципалитетов. Фактически муниципалитеты полностью дестимулированы к развитию, поскольку львиная доля налогов уходит в федеральный центр и бюджет муниципалитета зависит не от того, как эффективно он развивается и привлекает инвестиции, а от отношений главы муниципалитета с главой региона и главы региона с администрацией президента. То есть вопрос бюджета на текущий момент — это не экономический, а политический фактор.

Если на выборах мэра побеждает независимый кандидат, бюджет и возможности города поддерживать свою инфраструктуру и развиваться автоматически сокращаются.

Таким образом, можно заключить, что развитие муниципалитетов в России будущего потребует следующих ключевых реформ:

  • реформа местного самоуправления, наделяющая муниципалитеты частью полномочий, которые сейчас есть у властей регионального уровня;
  • реформа налогообложения, оставляющая муниципалитетам деньги, которые они зарабатывают;
  • градостроительная реформа, возвращающая институт публичных слушаний с существенными поправками в области статуса и процесса процедуры;
  • реформа законодательства в сфере госзакупок, позволяющая муниципалитетам закупать необходимое оборудование и МАФы для создания комфортной и привлекательной городской среды;
  • санация, а лучше полное обновление Земельного и Градостроительного кодексов и расширение законодательных инструментов регулирования и стимулирования развития городов...»
Рейтинг: 
0
Оценок пока нет

Комментарии


Опрос

Есть ли у вас баня?
Да, есть
29%
Нет, но хочу построить
57%
Нет
14%
Всего голосов: 7

Интересно

Декоративные панели в интерьере
Если вы хотите быстро изменить интерьер своего дома или квартиры, сделав его более стильным и современным, вам стоит обратить внимание на такие отделочные материалы, как декоративные панели. Данный вид материалов появился на рынке нашей страны сравнительно недавно, однако за короткое время завоевал популярность, как среди рядовых потребителей, так и профессиональных дизайнеров. Рассмотрим основные виды декоративных панелей и их отличия. Виды декоративных панелей для интерьера Изначально хотим обратить внимание на такой вид панелей для декора по...